Современные дети и компьютер. Правда о влиянии компьютера на психику и физическое развитие ребенка

Современные дети с малолетства умеют пользоваться компьютером. Да это и не удивительно – телефоны, планшеты и, конечно, компьютеры есть почти во всех семьях. Маленькие дети легко с ними обращаются, особенно если они сенсорные. Чему же учатся наши дети, играя на этих информационных носителях? И учатся ли они или просто не мешают родителям, пока те заняты?

Наши дети живут в информационном обществе где одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы, что позволяет ему чувствовать себя увереннее в жизни.

Но этим ли заняты наши дети, играя на планшетах? Знают ли они о других возможностях компьютера, кроме игр? И что мы можем сделать для того что бы научить их жить в новом информационном обществе используя компьютер для получения и обработки информации, а не для траты времени за играми на компьютере.

Детям свойственно играть. В игре они знакомятся с жизнью, учатся поведению в различных ситуациях, развивают свое внимание, реакцию. Так давайте поможем им в этом. И давая планшет или сажая за ноутбук, будем подбирать игры и задания для них такие, которые могли бы их чему-то научить, а не просто развлечь. Научим детей работать в графических редакторах, начиная с самого простого: Paint, а затем и в других не менее интересных компьютерных програмах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок и компьютер в современном мире.

Шишкина Нина Бруновна

Современные дети с малолетства умеют пользоваться компьютером. Да это и не удивительно – телефоны, планшеты и, конечно, компьютеры есть во всех семьях. Маленькие дети легко с ними обращаются, особенно если они сенсорные.

Чему же учатся наши дети, играя на этих информационных носителях? И учатся ли они или просто не мешают родителям, пока те заняты?

Информатизация общества является объективным и закономерным процессом. В информационном обществе одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Использование новых информационных технологий и ресурсов позволяет человеку увереннее чувствовать себя в жизни.

Но этим ли заняты наши дети, играя на планшетах? Знают ли они о других возможностях компьютера, кроме игр? И что мы можем сделать для того что бы научить их жить в новом информационном обществе используя компьютер для получения и обработки информации, а не для траты времени за играми на компьютере.

Маленьким детям свойственно играть. В игре они знакомятся с жизнью, учатся поведению в различных ситуациях, развивают свое внимание, реакцию. Так давайте поможем им в этом. И давая планшет или сажая за ноутбук, будем подбирать игры и задания для них такие, которые могли бы их чему-то научить, а не просто развлечь.

В Интернете можно найти много сайтов с играми для детей. В конце статьи я дам ссылки на некоторые из них. Выбирая игры, следите, чтобы они развивали логику, внимание, получали информацию соответственно своему возрасту. Не давайте детям играть в игры несущие жестокость, бесчеловечность. Научите их рисовать на компьютере. Для этого есть много хороших программ.

Я уже не первый год веду кружок «Мир информатики». Моя образовательная программа направлена на научно-техническое и творческое развитие личности ребенка. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Используя возможности компьютера, дети знакомятся с разнообразными способами изложения и наглядного оформления мыслей, с идеями и способами мышления людей разного возраста, разной социальной принадлежности. Акцент делается на собственной деятельности ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Преподаватель в ней выступает как организатор процесса познания, руководитель творческих устремлений детей, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Особенностью данной программы является обучение компьютерной графики.

У каждого на компьютере есть программа Paint. Многие не ценят её. Но это великолепный виртуальный альбом для рисования. На своем кружке «Мир информатики» я начинаю учить ребят рисовать на компьютере именно с этой программы. На сайте своего кружка я размещаю алгоритм рисования первых рисунков. Учу совмещать их, делать коллажи, открытки к праздникам. Научившись рисовать по алгоритму, дети начинают придумывать свои рисунки. Это увлекает их, развивает творчество, внимание, мышление, учит видеть прекрасное в обычных вещах, внимательнее относиться к работе других. Затем я знакомлю детей с детскими дизайнерскими программами, такими как: «Домашняя мастерская», которая позволяет ребятам делать фото-коллажи, разнообразить старые фотографии, проявляя свою фантазию или программа «Фото за 5 минут», которая позволяет улучшать фотографии и придавать им необычный вид.

Затем я знакомлю их с программой Moviemaker (Киностудия Windows) – для детей 2-го года обучения это возможность легко и быстро (а детям все нужно получить как можно быстрее) создать свой фильм на основе своих же фотографий. Например: «Моя семья», «Летние каникулы» и др. И только потом я знакомлю их с программой PowerPoint (на 3-ем году обучения). Создание презентации – это увлекательное дело, но требует внимания, терпения и сосредоточенности. Поэтому я не знакомлю с этой программой на первых годах обучения. Научившись делать презентации, ребята с удовольствием делают их к урокам, что помогает вызвать интерес к учебе.

В последний год обучения (программа рассчитана на 4 года), я знакомлю ребят с программами Photoshop и Flash. Ребята учатся рисовать в них, особенно во Flash, создавать коллажи и анимированные рисунки (в Photoshop) и несложные flash-ролики.

В программу включена теоретическая часть, которая реализуется следующими принципами и методами:

  • Принципы: научности, доступности, систематичности, динамичности, взаимодействия теории с практикой.
  • Методы: поэтапных открытий, диалогический, сравнения, метод отчетных, организационно-выставочных занятий, метод активизации деятельности и мышления, метод привлечения эмоционального, визуального и бытового опыта ребят.

Задачами программы является:

  • Формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
  • Получение знания по применению компьютера, как инструмента практической деятельности.
  • Развитие логического и образного мышления, фантазии, внимания, памяти, творческого и познавательного потенциала обучающегося, расширение кругозора с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.
  • Развитие художественного вкуса, аккуратности, добросовестности в работе при выполнении заданий.
  • Развитие потребности к самообразованию.

Наши дети растут и развиваются в компьютерный век. Поэтому волей-неволей им придется обучаться работать на компьютере. Это замечательное изобретение на протяжении всего своего существования вызывает много толков и предрассудков.
И многие родители постоянно задаются вопросом – а нужен ли ребенку компьютер на самом деле? Вреден ли он для детского здоровья? Какие меры предпринять, чтобы сохранить душевный комфорт маленького пользователя? С какого возраста лучше знакомить ребенка с такой сложной техникой? Ведь компьютер уже есть в большинстве домов.

Тем, кто пользуется кардинальными мерами – и запрещает ребенку работать с компьютером вообще – задумайтесь: «А можно ли отменить целый мир, если он уже существует? Может стоит научится жить рядом с ним, смириться с тем, что ваши дети открывают его для себя?»
Конечно, во всем нужна мера. То же самое можно сказать и о компьютерах. Если использовать эту умную машину в качестве единственного развлечения для ребенка только потому что он надолго занимает его (сидит, мол, за монитором, не орет, не громит, ничего не требует, и ладно), то результат, конечно же, не замедлит сказаться. Компьютер станет для ребенка не только основным источником знаний о мире, но и суррогатом родительской любви, виртуальным стимулятором эмоций, которые он не дополучает в реальности. И тут уж не избежать всех тех бед – от близорукости до аутизма – о которых нам толкуют специалисты.

Но можно поступить и иначе. Ведь при разумном обращении компьютер может стать одним из средств общения и взаимодействия с малышом, отличным учебным пособием и даже источником вдохновения.

При помощи компьютера можно легко и просто научить ребенка читать и писать. Даже самым упрямым понравится печатать слова на компьютере, вставлять недостающие буквы, угадывать, что написали вы.

Многие дети очень любят, если родители оставляют им компьютерные «напоминалки», уходя на работу. Ведь гораздо интереснее скучных записок на холодильнике, когда в определенное время на мониторе появляется надпись: «Покорми птичку!», «Не опоздай в бассейн!». А когда грамота будет освоена, предложите малышу сочинять и самостоятельно записывать разные истории. А что, если начать выпуск настоящей электронной газеты или, если папа и мама владеют хотя бы начальными навыками веб-дизайна (это на самом деле совсем не сложно), открыть свою собственную домашнюю страничку в Интернете?

В Интернете для детей любых возрастов можно подыскать подходящие сайты о природе, искусстве, других удивительный вещах. Не выходя из дома, вы с малышом можете посетить виртуальный музей или принять участие в интеллектуальной олимпиаде.

Если кроха задал «умный вопрос», например, чем дышат лягушки или где самый высокий в мире вулкан, попробуйте вместе найти ответ во всемирной паутине. Еще никто не доказал, что умение пользоваться поисковыми системами отрицательно сказалось на интеллектуальном развитии!

При помощи компьютера можно рисовать и делать настоящие мультики (в этом вам помогут программы Flash и Photoshop). Даже дошкольники способны создать настоящие анимационные шедевры. Только помните, что рисование на компьютере ни в коем случае не должны заменять рисования красками и карандашами на бумаги. Желательно разнообразить деятельность, сочетая развлечения и занятия активные (рисование, прогулки, лепка) с развлечениями, связанными с компьютером.

При помощи специальной приставки-синтезатора можно даже научить ребенка-дошкольника сочинять и записывать музыку.

Но главное условие, чтобы все эти занятия проходили при участии родителей, только в этом случает ребенок будет чувствовать тепло и заботу по отношению к нему.

Отдельно стоит сказать о компьютерных играх. Безусловно, продукты из серии «мочи все, что движется» никогда не должны появиться в вашем доме, но сегодня для детей выпускается масса качественных компьютерных игр практически для любого возраста, начиная с четырех-пяти лет.

В зависимости от вкусов и склонностей вашего малыша вы можете выбрать подходящие «развивалки», действие которых развивается в джунглях или на пиратском корабле, в замке с привидениями или на дне океана. Освоить навыки чтения, математики, логики, письма рисования и музыки ребенку помогут герои его любимых мультфильмов и книг и даже конструктора Lego. Ну, а если вашему крохе по вкусу самодельные куклы и игрушки, купите игры из серии «Маленький искатель», герои которой словно сшиты из старых носков и перчаток.

Если говорить о том возрасте, в котором стоит начинать общение с компьютером, стоит обозначить следующие моменты.

Многие родители считают, что раннее начало знакомства с компьютером (в год-два) просто нелепо. Надо сказать, что они правы. Не только нелепо, но и опасно, в какой-то степени. В магазинах можно легко найти программы и для годовалых детей. Но производители таких игр метят либо в тщеславных родителей, которые уверены, что их ребенок – гений, либо в тех, кто панически боится, чтобы их дитя не отстало от сверстников. Вам все равно не удастся сделать из ребенка вундеркинда в полтора года, перескочив сразу несколько ступеней развития.

Дело в том, что для ребенка на втором году жизни приоритетной является игровая деятельность, он совершенствует двигательные навыки и навыки обращения с предметами. Именно хорошая моторика и психоэмоциональное развитие определяют впоследствии интеллектуальные способности ребенка. Поэтому не стоит форсировать этот этап.

Чтобы играть на компьютере, ребенок должен неплохо владеть собственным телом, иметь четкую координацию системы рука-глаз, то есть обладать качествами, которые еще не сформировались к двум годам. Эти навыки приходят к ребенку в процессе игр, которые требуют участия пальцев – рисования, лепки, аппликации, завязывания узелков, пальчиковых игр с веревочкой, игр с мячом, езды на велосипеде, плавания и бега. Таким образом, основы будущего интеллектуального развития ребенка могут быть заложены только в процессе реальных, но ни в коем случае не виртуальных игр.

Также необходимо развивать воображение ваших детей. Дело в том, что дети, воображение которых не очень развито, предпочитают компьютерные игры всем остальным, в ущерб своему здоровью. Участие не в реальной, а в виртуальной игре еще больше угнетает способность малыша фантазировать, поскольку он действует не в спонтанных, а в уже придуманных кем-то обстоятельствах. Он еще больше тянется к игре, которая не требует от него проявления особой находчивости. Круг замыкается. Чтобы избежать этого, играйте с ребенком в ролевые игры. Прекрасным способом развития воображения является «сказкотерапия», когда ваш малыш сам придумывает себе сказку, ее героев и сюжет.

Немаловажным критерием для знакомства ребенка с компьютером является его здоровье. Детские отделения офтальмологии и неврологии детям до 3-х лет просмотр телевизора, монитора компьютера не рекомендуют вообще. При этом не имеет значения, статичная картинка или динамичная.

Другие специалисты называют идеальным возрастом для начала знакомства ребенка с компьютером четыре года. Зрительная функция у ребенка развивается наиболее интенсивно до 4-6-ти лет. А в момент роста ткани глаза нельзя перенагружать, они просто к этому не готовы. Соответственно только с 4-5-ти лет при наличии хорошего монитора и под присмотром взрослого можно знакомить ребенка с компьютером. Начинать нужно с 10-15 минут в день, при хорошем освещении и правильной посадке ребенка. В раннем школьном возрасте (1-4 классы) занятия не должны превышать 20-30 минут в день.

Несколько советов для мам и пап:

Подчеркивайте словом и действием, что эта «умная машина» – рабочий инструмент.
Покажите, что вы используете компьютер только для дела. Например, строите с его помощью графики или пишите статьи. Для ребенка важно именно ваше поведение, а не то, что вы говорите.
Не используйте агрессивные игры, чтобы расслабиться после работы или, хотя бы, не играйте в них при ребенке.
Не делайте из компьютера тайны за семью печатями, а, наоборот, обеспечьте свободный доступ к обучающим и развивающим программам.

Киберзависимость. Если первый родительский страх связан с тем, чтобы компьютер не навредил зрению ребенка, то второй - с компьютерной зависимостью. По мнению психологов, она возможна в том случае, когда реальная жизнь изолирована от виртуальной. Чтобы избежать этой проблемы, чаще задавайте себе такие вопросы: «Сколько времени ваш ребенок проводит у компьютера? Назовите несколько событий в жизни ребенка за последние месяцы? В какие игры играет ваш ребенок и что вы знаете об этих играх? Кто впервые показал ребенку компьютерную игру?» Получив честные ответы на эти вопросы, вам станет понятно, что опасаться компьютерной зависимости стоит очень занятым родителям, которым некогда заниматься собственным чадом.
Интернет. Он может служить для ребенка источником полезной информации и средством общения со сверстниками, но может приносить и вред.

Не секрет, что Интернет полон совершенно недетскими сайтами и ненужными людьми. Безусловно, существуют системы фильтрации содержания веб-сайтов (так называемый kid-safe), однако, современные дети нередко подкованы в данном вопросе и, не без «доброй» помощи друзей, обходят любые защиты.

Мало того, никакие фильтры не останавливают нездорово настроенных взрослых, любителей пообщаться с детьми… Тут уж дело за вами, дорогие родители. Глупо лишать вашего ребенка знаний и общения, но до определенного возраста лучше держать этот процесс под ненавязчивым контролем.

Нельзя забывать, что чрезмерное время общения с этой машиной вовсе не полезно для ребенка. Существуют научно обоснованные нормы, на которые надлежит ориентироваться:

Дошколята 7-10 минут (непрерывно) 7-10 минут (всего в день)
Школьники 10-30 минут (непрерывно) 45-90 минут (всего в день)
Студенты 1-2 часа (непрерывно) 2-3 часа (всего в день)

Компьютер может стать помощником, учебным пособием для ребенка. Он разовьет его творческие способности, откроет перед ним огромный, интересный мир. Но при одном условии – если родители освоят компьютер вместе с ребенком.

Люди и компьютер все чаще встречаются друг с другом по мере проникновения информационных технологий в нашу повседневную жизнь. В чем заключается влияние компьютера на детей? Внедрение компьютеров и интернета имеет огромное значение для жизни наших .

В современном мире компьютеры стали обыденностью, практически каждый ребенок имеет доступ к ним. По причине повсеместного использования дети все активнее контактируют с компьютерами, используют их дома, в школе и во множестве других ситуаций.

Подходы к образованию во многом изменились, и компьютеры играют существенную роль в развитии детей. Многие задаются вопросом хорошо ли это или плохо. По мере того как компьютеры начинают играть все большую роль в жизни наших детей, важно спросить себя, какое же воздействие они оказывают в конечном итоге.

Исследования показывают, что компьютеры имеют существенное воздействие на несколько критических областей в жизни детей: образование, развлечения, ранние социальные взаимоотношения и здоровье. Компьютеры могут нести как пользу, так и вред для всех этих сфер жизни ребенка. Без надлежащего руководства и присмотра продолжительное и неконтролируемое использования компьютера может нанести детям физический, социальный и психологический вред.

Однако при надлежащих усилиях родители могут контролировать взаимодействие ребенка с компьютером и минимизировать его вредное влияние. Поэтому для родителей, учителей и других взрослых, работающих с детьми, важно знать, как правильно организовать взаимодействие детей с компьютером и интернетом.

Компьютерные игры для детей давно обвиняют в том, что они вызывают агрессивное поведение. Однако важно понимать, что не все компьютерные игры производят такой эффект, есть множество полезных и спокойных компьютерных игр.

Родителям, прежде чем дозволять своим детям играть в какую-либо компьютерную игру, следует самим ознакомиться с ее описанием или протестировать немного о себе. Обычно в описании самой игры разработчики предоставляют ее детальные характеристики, включая возрастные ограничения.

В какие компьютерные игры детям играть можно?

Многие игры вполне безопасны, в них ребенок путешествует в каком-то сказочном мире, знакомится с вполне безобидными персонажами и совершает достаточно гуманные и осмысленные действия. К сожалению, по сложившейся практике зачастую дети играют в игры, предназначенные для взрослых, содержащие элементы насилия и жестокости. Многие отцы семейства подают своим детям дурной пример, играя в их присутствии в такие игры на общем компьютере.

Особенно вредны игры с элементами жестокости, в которых детально воссоздается обстановка реального мира. В результате в психике ребенка может формироваться иллюзорное восприятие вседозволенности действий и в реальном мире.

Помимо того, что ребенок может становиться более агрессивным и недисциплинированным под воздействием таких игр, у него могут вырабатываться страхи и фобии, так как в его сознании стирается грань между агрессивной компьютерной игрой и окружающим миром.

Организация контроля

Конечно, невозможно контролировать действия своего ребенка каждую секунду, особенно, если речь идет о подросших детях. Зачастую потеря контроля происходит, когда ребенок играет на компьютерах или планшетах своих друзей.

К счастью, постепенно отходит в прошлое пагубная деятельность так называемых «компьютерных клубов», долгое время игравших в России роль неких притонов для юных игроманов. Дети, вышедшие погулять на улицу, часто оказывались в таких «заведениях» и проводили в них очень много времени без малейшего контроля со стороны родителей. При этом при попустительстве администраций этих «компьютерных клубов» дети играли во взрослые игры, совершенно не подходящие для их возраста, что негативно сказывалось на их здоровье и психике.

В целом психологи отмечают, что компьютерные игры для детей становятся все более агрессивными с течением времени. Неудивительно, что дети предпочитают те варианты игр, которые развивают так далеко не лучшие социальные качества в них. Ведь редкий ребенок выберет игру, в которой нужно будет демонстрировать навыки покладистости, терпения, прилежания, покорности.

Причины компьютерной игромании?

Многие компьютерные игры обладают интенсивным стимулирующим воздействием на неокрепшую психику ребенка, что в ряде случаев может приводить к игровой зависимости. У ребенка формируется подсознательная психологическая зависимость от таких стимуляторов.

Чем сильнее стимулятор, тем сильнее будет психологическая зависимость от него. Как распознать компьютерную зависимость и как избавиться от игровой зависимости - важный вопрос для многих родителей, дети которых увлекаются компьютерными играми.

Следует ограничивать время, которое дети проводят за компьютерной игрой, а также не позволять, чтобы это увлечение негативно сказывалось на других видах деятельности ребенка, включая школьные упражнения, физическую активность и общение с родителями и сверстниками. Важно уметь развить в ребенке чувство самодисциплины, помочь ему в этом. В некоторых сложных случаях может потребоваться помощь детского психолога для преодоления компьютерной зависимости.

Видео о том, как отвлечь ребенка от компьютера

Негативное воздействие на детей

Основные риски

  • избыточным использованием компьютера;
  • неподобающей деятельностью на компьютере.

Некоторые виды риска попросту неизбежны, особенно если компьютер имеет свободный выход в интернет. Порнографические сайты, киберпедофилы и вредоносный для ребенка контент - таковы печальные реалии современного Рунета. Также весьма негативно сказываются на развитии ребенка такие ситуации, когда он проводит избыточное время за компьютером в ущерб другим видам деятельности (подготовка домашних заданий, физические упражнения, общение со сверстниками и родителями).

Компьютер и здоровье

Интенсивное использование компьютера лишает детей достаточной физической активности, увеличивает риск ожирения. Дети, ведущие малоподвижный образ жизни, более склонны к ряду заболеваний, связанных с гиподинамией. У детей, аналогично взрослым, при проведении избыточного времени за компьютером развивается комплекс проблем: синдром запястного канала, проблемы с позвоночником и перенапряжение глаз.

Компьютер и зрение ребенка

Предмет многих научных исследований, убедительно говорящих о необходимости жесткого ограничения времени, проводимого за компьютером — зрение ребенка. Множество информационных материалов создано специально для того, чтобы объяснить, как правильно сидеть за компьютером взрослому и ребенку.

Также следует понимать, что большинство компьютеров разработано с учетом особенностей взрослых потребителей, а не малолетних. Поэтому дети более уязвимы в отношении вредного воздействия компьютера на человеческий организм.

Социальное развитие ребенка

Дополнительной проблемой являются сложности с социальным развитием детей при злоупотреблении компьютером. Ряд психологов предостерегает, что избыточное использование компьютера может привести к ухудшению социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия у детей. Многое в этом вопросе зависит от того, каким образом именно дети используют компьютер, для каких целей.

Психологическое состояние ребенка

Компьютер открывает двери в мир интернета, а в этом мире далеко не все виды информации полезны для детей и взрослых. Интернет дает множество возможностей, но и опасен избытком искушений.

Социальные сети, групповые чаты, видеоконференции, мессенджеры, сетевые игры и прочие новшества цивилизации порой очень воздействуют на неокрепшую психику ребенка. В конечном итоге это может вызывать у детей чувство депрессии и одиночества, размывание границы между реальностью и виртуальностью в психике.

Печальная практика показывает, что некоторые дети даже становятся объектом внимания педофилов, орудующих в интернете. Интернет переполнен порнографией, это вызывает риски попадания детей на такие сайты в случае неконтролируемого доступа в интернет с компьютера. Психологический вред от такого «опыта» очевиден и очень серьезен. Даже если родители устанавливают специальное программное обеспечение для блокирования таких сайтов, остаются планшеты, смартфоны и аналогичные устройства у сверстников.

Позитивное воздействие на детей

Образование

В настоящий момент разработано огромное количество качественных и эффективных компьютерных программ, помогающих детям в получении новых знаний. Это могут быть и образовательные игры, и обучающие программы, нацеленные на усвоение достаточно сложной информации.

Они могут способствовать улучшению навыков ребенка в ряде областей, включая словарный запас, математические способности, логическое мышление, навыки набора текста на клавиатуре и многие другие. Эти компьютерные программы существенно облегчают и ускоряют процесс образования.

Навыки поиска необходимой информации в интернете становится важной частью образовательного процесса у детей старших возрастных групп. Наше общество становится все более компьютеризированным, и необходимость в использовании компьютера в качестве инструмента более чем очевидна.

Использование компьютеров в процессе обучения хорошо тем, что образовательный процесс легче сделать захватывающим и интересным для ребенка, а это сказывается на успеваемости и эффективности занятий. В таком случае мы имеем хорошее сочетание приятного с полезным.

Конечно, это не означает, что такого рода нагрузки можно не ограничивать по времени. Следует понимать, что время за компьютером должно быть четко регламентировано независимо от вида деятельности.

Социальное взаимодействие

Старших возрастов в некоторых случаях использование социальных сетей улучшает навыки коммуникативного взаимодействия со сверстниками. Замкнутые дети могут легче идти на контакт в социальных сетях и постепенно улучшать свои навыки контактов с окружающими.

К сожалению, у этой медали есть обратная сторона. Социальные сети и групповые чаты могут становиться платформой для конфликта.

Психологи советуют не обнадеживаться касаемо пользы от социальных сетей. Виртуальное общение никогда не должно быть альтернативой или конкурентом живому общению со сверстниками и родителями. Важно помнить, что интернет представляет собой мало контролируемую среду, поэтому, чем младше ребенок, тем выше риски, связанные с его присутствием в виртуальном пространстве.

Полезное видео для родителей от доктора Комаровского

Заключение

Стоит ли вообще подпускать ребенка к компьютеру? Реальность такова, что этот вопрос уже стал риторическим. Даже проживая в сельской местности, люди очень сильно зависят от компьютерных и информационных технологий. Компьютер становится важной частью обучения, развития и быта ребенка. Отрицать это попросту нелогично.

Однако перед родителями стоит задача дозирования нагрузок на организм и психику ребенка, а также предохранения его от вредных видов компьютерного воздействия. Для правильного осуществления этого процесса родителям нужно обладать хотя бы минимальным уровнем компьютерной грамотности. Ведь невозможно контролировать взаимодействие ребенка с компьютером, если сам контролирующий не обладает минимальной компьютерной грамотностью и не может проанализировать действия своего подопечного.

Дорогие читатели, если статья была вам полезна, пожалуйста нажмите кнопочки социальных сетей, поделитесь с друзьями.

Буквально несколько лет назад вред компьютера для детей объясняли опасным излучением, исходящим от монитора. Последние модели компьютеров оборудованы надежными системами и технологиями защиты, но волнение родителей о безопасности техники для детского организма сохраняется. В чем же причина такого беспокойства? Главная опасность – это возможности умной машины. Игры, соцсети, бесконечный поток информации, не всегда полезной и правильной, оказывают негативное влияние на детскую психику.

Компьютер предоставляет ребенку доступ к огромному количеству информации и развлечений

Безграничная увлеченность компьютером провоцирует психологические и физиологические проблемы. Неправильная посадка, длящаяся продолжительное время, приводит к искривлению неокрепшего детского позвоночника. Нарушается зрение, происходят изменения в психике, влияющие на общее поведение детей, искажается восприятие реального мира. Устанавливается болезненная зависимость от компьютера. Многие папы и мамы задаются вопросом о том, а нужен ли ребенку компьютер, одновременно понимая, что и без него в современном мире не обойтись.

Малыши и компьютер

Электронные гаджеты все чаще становятся объектом подарков для маленьких родственников и друзей. Забыты машинки и куклы, внимание малыша занимают планшеты и детские компьютеры. Сегодняшние мамы и папы, в чьей жизни компьютер занимает не последнее место, не видят ничего плохого в том, чтобы приобщить кроху к электронным «игрушкам». Малыши получают информацию об окружающем мире через планшеты, складывают на них пазлы, учат цвета, нажимая кнопочки. Доступная и легкая форма обучения, но врачи продолжают бить в колокола.

Французский детский психолог Серж Тиссерон считает, что такие компьютерные курсы для малышей опасны. Искусственный разум создавался в помощь взрослым, которые способны отделить реальность от виртуального мира. Мозг 3-5-летнего крохи только начинает свое формирование, ему не под силу такое разделение. Кроме того, полноценное развитие маленького человека невозможно без освоения всех пяти чувств: обоняния, зрения, осязания, слуха и тактильных ощущений.

Важную роль играет и развитие мелкой моторики. Упражняясь с пирамидками, рисуя, складывая мозаику, малыш одновременно посылает сигналы в мозг, обеспечивая его правильное и всестороннее развитие. Кроха должен лепить фигурки из пластилина, раскрашивать книжки, вырезать из бумаги.

Захваченные компьютерным дисплеем дети теряют часть интеллектуального багажа и отстают в развитии от детишек, выросших на обычных игрушках.



Замена игрушек электронными гаджетами отнимает у малыша возможность познавать окружающий мир посредством чувственного восприятия

Компьютер для школьника

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Достигнув школьного возраста, ваше чадо вполне готово к тесному контакту с компьютером. Если у вас есть финансовая возможность, покупайте ему электронного помощника. Считается, что влияние компьютера на 7-8-летних леток положительно. Различные компьютерные программы помогают развитию определенных способностей и навыков. Психологи отмечают - работая за компьютером, школьник совершенствует абстрактное и логическое мышление, учится концентрировать внимание, развивается творчески.

Важен и тот момент, что умный электронный друг позволяет получать информацию по интересующим ребенка темам, развивает его таланты. Способные к рисованию совершенствуют свой навык, быстро схватывающие другие языки пополняют словарный запас. Польза идет и от компьютерных игр развивающего направления. Процесс работы с интернетом учит детей коммуникабельности, общению с другими людьми, улучшает навыки по поиску и отбору необходимой информации.

Малыш в 2-3 года еще не осознает всех возможностей компьютера, ему достаточно нескольких несложных игр. Школьник 8-12 лет осваивает технику настолько, что превращается в грамотного пользователя, тогда оторвать его от «ящика» сложно. Запретить посиделки за компьютером нереально, но направить ребенка в полезное для него русло необходимо. Родители должны разделить интересы отпрыска, объяснив ему, что реальные приключения не менее привлекательны виртуальных. Главное, пытаясь отучить чадо от ПК, подавать объяснения правильно, избегая нотаций и конфликтных ситуаций. Зная, что влечет вашего ребенка, предложите ему кружки или секции по интересам.



Задача родителей - показать ребенку, что в реальном мире тоже можно найти себе приключения по душе

Как влияет компьютер на здоровье ребенка?

Дозированная игра или работа на компьютере безопасна для ребенка, она даже способствует улучшению концентрации внимания. Чрезмерное зависание за монитором наоборот наносит определенный вред здоровью. Специалисты настаивают на регламентировании часов, которые детям можно проводить за любимым занятием. Многие родители, к сожалению, пренебрегают таким советом и стараются не замечать долгого зависания чада в сети. Взрослым удобно, когда дочь или сын не пристают с вопросами, не требуют внимания, погрузившись в виртуальный мир. Мама занимается домашними делами, папа смотрит любимый футбол, а ребенок тем временем теряет зрение, сутулится, искажает психику. Искорените у себя такое отношение - проявив терпение и настойчивость, определите для ребенка время работы за ПК. Сколько часов в день:

  • малышам до 5 лет – ПК запрещен;
  • ребенку 5-7 лет – максимум 30 минут;
  • детям 7-10-13 лет – 1 час;
  • подростку 13-14-16 лет – не более 2 часов в день.

Негативное влияние ПК затрагивает зрение детей. Долгий контакт с монитором вызывает большую нагрузку на глаза, наступает утомление, передающееся в мозг, перерастающее в психологическую усталость. Установите на мониторе комфортные значения контрастности и яркости, выведите на рабочий стол изображение в спокойных тонах.

Проверьте показатель частоты экрана, он должен равняться 100 герц или больше. Особенно важна такая настройка для не жидкокристаллических мониторов. Родителям можно научить свое сокровище гимнастике для глаз.



Бесконтрольное просиживание за компьютером способно «убить» даже самое острое зрение

Как организовать первую встречу ребенка с ПК?

Купили ли вы ПК специально для ребенка или он подрос для уже имеющегося в семье, родителям необходимо скоординировать время так, чтобы потом не мучится над вопросом отучения ребенка от компьютера. Действуйте так:

  • Дозировка игрового времени. Примените циклический метод. Малышу 5 лет разрешайте проводить за ПК 15 минут и ни минутой больше, но с четырьмя подходам в день. Естественно, не стоит сидеть рядом с малышом, отсчитывая время на таймере, просто следите, чтобы это занимало минимум времени. Детям постарше увеличьте длительность до 30 минут, но сократите число подходов в день и за неделю в целом.
  • Обсуждайте занятие. Возьмите себе за правило интересоваться у сына или дочки о том, что он делал. Если играл, спросите о цели и задачах игры, правилах, и чем она ему нравится. Если читал книгу, узнайте, кто автор и о чем он пишет.

Нейропсихологи, изучая влияние компьютерных игр на психику ребенка, установили, что ПК способствует развитию логики, улучшает память, тренирует пространственное мышление, однако не может адаптировать малыша социально и никак не развивает речевые навыки. Кроме того, только непосредственное общение с близкими приводит к эмоциональному прогрессу маленького человека. Придерживайтесь основных принципов:

  • Подбираем игры правильно. Купите малышу детский компьютер. Такой ПК априори содержит игры для определенного возраста. Если сын сидит за вашим компьютером, поищите в сети «игрушки» для его возраста. Многие из них разрабатываются с участием детских психологов.
  • Соблюдайте правило «3-6-9-12», где цифры – это возраст ребенка. Значение цифр таково: 3 года – пользоваться ПК нельзя; 6 лет – исключить из досуга игровые приставки; 9 – запрещен доступ в Интернет; до 12 – выход в сеть только под присмотром родителей.


Не стоит называть игры абсолютным злом: при дозированном использовании они могут развить некоторые качества ребенка

Как бороться с компьютерной зависимостью?

Упустив момент привыкания малыша к ПК, взрослые вынуждены искать ответ на вопрос о том, как отвлечь ребенка от компьютера. Что могут предложить папа или мама своему малышу, попавшему в манящие сети электронного разума? Главный инструмент взрослых – умение общаться с ребенком, понимать и чувствовать его, уметь доносить правильные ценности и прививать интерес к реальному миру. Очевидно, что от вас и только от вас может прийти помощь ребенку, направленная на избавление его уязвимого сознания от компьютерной зависимости. Наша памятка поможет вам.

Душевные разговоры

  • Заметив, что тесное общение с ПК выливается в неуспеваемость в школе, в пропуски уроков, серьезно побеседуйте с сыном или дочкой. Постарайтесь объяснить, что не он такой неумелый, а ПК занимает слишком много его внимания, что ведет к перечисленным проблемам. Обрывать резко занятия на компьютере не рекомендуется, вы должны найти компромисс, устраивающий обе стороны. Сократите время сеансов, предложите другие способы решения проблемы, понимая, что ваш отпрыск уже зависим от электронного разума.
  • Категоричный запрет – плохой инструмент в борьбе за сознание ребенка. Скандалы, ультиматумы, крики вызовут у малыша желание скрывать от вас свое увлечение. Более того, разговоры на повышенных тонах отдалят маленькую личность от злобных взрослых. Особенно чреваты такие действия с подростками. Агрессия заставит тинейджера замкнуться и отказаться от общения с родителями, которые его не понимают.
  • Проявляйте неподдельный интерес ко всей жизни сына или дочки. Мир виртуальных игр позволяет создавать персонажей с неограниченными возможностями. Сильные, ловкие, всемогущие – такими чувствуют себя дети в игровом мире ПК. Возвращаясь в реальность, они понимают, что слабы и беспомощны, поэтому снова идут в электронную сказку. Родителям необходимо дать уверенность ребенку в том, что и в обычной жизни он умен и ловок, что у него есть собственные не игровые достоинства. Обсуждайте с ним положительные события из реального мира, которые доставили ему не меньшее удовольствие, чем компьютерная игра.


На каждом этапе взросления родители должны поддерживать контакт с ребенком, откровенно разговаривать на тревожащие его темы

Разумные запреты и альтернативы

  • Исправить игровую зависимость можно установкой временных ограничений на пользование ПК. Заключите с ребенком соглашение, в котором пропишите количество часов, разрешенных для нахождения за компьютером. Обсудите меню его посиделок, посмотрите игры, в которые сражается ваш отрок. Проследите, насколько точно соблюдает ребенок установленный режим, Если он подошел серьезно и старается следовать вашим просьбам, обязательно похвалите его. Заметив отклонения от графика, спокойно выясните, что стало причиной.
  • Всячески приветствуйте деятельность чада вне виртуальности. Перестаньте сидеть за телевизором, когда ваш сын рубится в виртуальной схватке. Предложите ему увлекательное семейное развлечение. Организуйте отдых на природе или в парке в компании с ровесниками. Собирайте вместе большие пазлы, модели машинок и самолетов, устраивайте турниры по дартсу, играйте в «крокодила», пригласив домой друзей сына или дочки.
  • Оттолкнитесь от интересов ребенка и предложите ему посещение спортивной секции, выбрав вид, который ему нравится. Если сын не силен физически, но увлечен животными или рисованием, организуйте посещение выставок и зоопарка. Стимулируйте творческие занятия дома. Рисование, сборка конструкторов и моделей, вышивание и рисование – лучший способ отвлечь ребенка от виртуальных иллюзий.
  • Если, испробовав всевозможные методы борьбы против зависимости, вы не добились кардинальных изменений, обратитесь за консультацией к специалисту.

Веские аргументы против упрямства

«Лечение» детей от компьютерной зависимости сталкивается с их упрямым нежеланием принимать «лекарства». Мама и папа обязаны установить взаимодействие со своим отпрыском, чтобы добиться положительного результата. Лучшим оружием в этом противостоянии служат веские аргументы. Грамотно, без крика и скандала, расскажите своему сокровищу разницу между виртуальным и реальным миром, объясните, чем вреден отказ от реальности. Аргументируйте так:

  • Затянувшая игра влияет на достижение действительно важных целей, которых ребенок хочет добиться в жизни. Отвлекаясь на компьютер, он теряет концентрацию на чем-то важном для него.
  • Подростка можно зацепить моментом взросления, объяснив ему, что взрослому человеку некогда играть на компьютере, если он хочет построить успешную карьеру и жизнь в достатке.
  • Апеллируйте к насыщенности яркими красками живого общения. Малышу гораздо интересней побегать во дворе со сверстниками в прятки или «войнушку». Подростку доставит удовольствие поход со сверстниками в лес или кино, на выставку или в театр, завершившийся бурным обсуждением.

Сила личного примера

Подкрепляйте свои действия и аргументы личным примером, который так нужен юному созданию. Оставаясь для ребенка главным помощником и наставником, следите за своим поведением и отношением к ПК. Если папа, вернувшись с работы, бежит к компьютеру, вряд ли отпрыск внемлет его аргументам по поводу вредности электронной забавы. Родительская инфантильность погубит любые благие намерения. Пустив на самотек связь ребенка с ПК, вы не добьетесь никаких результатов и упустите много важного в воспитании маленького человека.